Статистика

туры в египет

Travel SIM

Travel SIM

Культура

 

Мексиканская культура сформировалась из смешения испанских и индейских традиций. В 20 в. она испытала влияние культуры европейских стран и США.

В доколумбовый период на территории Мексики процветали высокоразвитые цивилизации, создавшие великолепные образцы искусства и зодчества и сформировавшие стабильные государственные образования.

Революция 1910-1917 стала поворотным моментом в социальном и культурном развитии Мексики. Мощный импульс пробудившейся индейской культуры нашел отклик во всех сферах национальной жизни, в том числе в искусстве - особенно в музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, литературе и архитектуре.

Кинематограф и драматический театр

Мексика занимает лидирующее положение в латиноамериканском кинематографе. В начале 1980-х годов в стране ежегодно производилось около сотни полнометражных фильмов, которые затем распространялись по всему испаноязычному миру. Международные премии в области кинематографа получили режиссеры Эмилио Фернандес по прозвищу "Индеец" и братья Родригесы, оператор Габриель Фигероа, а также испанский режиссер Луис Бунюэль, который в 1947 приехал в Мексику и создал здесь несколько фильмов, получивших всемирную известность. Мексиканец Марио Морено, один из самых популярных латиноамериканских актеров, своей пантомимой и актерской манерой напоминает Чарли Чаплина.

В мексиканских селениях и провинциальных городках до сих пор бытует народный театр под названием "карпа" (букв. "палатка", парусиновый полог"). Это разновидность передвижных шапито, где труппы бродячих комедиантов показывают водевили. В 1956 в Национальном институте изящных искусств был создан Департамент народного театра, готовивший актеров и режиссеров для "карпы". Из профессиональных мексиканских театров крупнейшие - столичные театры "Хименес Руэда", "Идальго", "Хола", "Реформа", "Инсурхентес", Театр для детей и кукольный "Гиньоль".

Основоположником современной мексиканской драматургии стал Родольфо Усигли (р. 1905), создавший в конце 1920-х годов экспериментальный театр. В 1940-1960-е годы он написал ряд сатирических, исторических и психологических драм, которые с большим успехом шли на сценах Латинской Америки. Новые принципы театральной эстетики разрабатывали в своих произведениях драматурги Хавьер Вильяуррутия, Селестино Горостиса (1904-1967), Маурисио Магдалено (р. 1906), Сальвадор Ново и современные драматурги Эмилио Карбальидо, Луис Басурто, Элена Гарро, Вильберто Кантон и Карлос Солорсано.

Музыка
Мексиканские индейцы имели весьма развитую музыкальную культуру. В своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский хронист и миссионер Хуан де Торкемада дает живое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (приблизительно соответствующих черным клавишам фортепиано) и не знала полутонов. Музыкальный инструментарий ацтеков включал различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, издававшие звуки наподобие тромбона. Струнных инструментов индейцы не знали. Испанцы обучили индейцев диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных.

Народная креольская музыка Мексики отличается богатством и разнообразием. Из жанров мексиканского песенного фольклора наибольшую известность приобрел корридо, разновидность народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15-16 вв., но обрел глубоко своеобразную тематику и стилистику. Он строится из четверостиший с точной рифмой (в отличие от ассонансных рифм испанского романса), исполняется под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Классикой жанра стал обширный корпус корридо мексиканской революции, сложившийся в 1910-1920-е годы.

В каждой мексиканской провинции бытуют собственные характерные песенно-хореографические жанры. Таковы, например, живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (букв. "старички"), при исполнении которого мальчики рядятся стариками, канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием "мавры и христиане", бытующее в долине Мехико. Кроме того, повсеместно распространены в различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина; а также песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого, харабе тапатио, возникший в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый живописный момент этого танца - пляска женщины на полях мужского сомбреро.

В Мексике популярны самобытные народные инструменты. Широкое распространение во всей стране, особенно в центральной зоне, получили инструментальные ансамбли марьячи. Основу ансамбля обычно составляют две скрипки, шестиструнная гитара, маленькая пятиструнная лютня, большая пятиструнная гитара (т.н. гитаррон), к которым в последнее время иногда добавляют арфу, трубу и кларнет. В южной Мексике популярен деревянный ксилофон маримба.

В отдельных местностях сохраняются индейские песни, танцы и обрядовые действа. Из последних наибольший интерес вызывает необычное фольклорное представление под названием "воладор" (букв. "летатель"): четверо мужчин, привязанные веревками за ступни к верхушке 30-метрового столба, начинают раскручиваться в воздухе, постепенно опускаясь по спирали на землю. Все это происходит под грохот барабанов и пронзительные звуки флейты чиримия. Весьма живописны и церемонии индейцев яки - "олений танец" и "лас пасколас".

Огромную роль в распространении и пропаганде мексиканского фольклора за рубежом сыграл великолепный фольклорный балет, созданный в начале 1960-х годов. Этот коллектив сочетает умело стилизованные формы народного танца с аутентичной фольклорной музыкой.

Профессиональная музыкальная культура Мексики в 20 в. породила ряд выдающихся композиторов. В 1920-е годы Карлос Чавес (1899-1978), задавшись целью обновить мексиканскую музыку и придать ей национальный характер, стал использовать в своих сочинениях индейские темы, мелодии и музыкальные инструменты. Чавес был основателем и главным дирижером Национального симфонического оркестра (создан в 1928), директором консерватории в Мехико (1928-1934); он много гастролировал за рубежом и получил международное признание. Начинания Чавеса продолжили известные композиторы Мануэль Мария Понсе (1882-1948) и Сильвестре Ревуэльтас (1899-1940). Большой вклад в развитие мексиканской музыкальной культуры внесли Блас Галиндо Димас (р. 1910), директор консерватории в 1947-1961, фольклорист Висенте Торибио Мендоса (1894-1964), музыковед Отто Майер-Серра (1904-1968), композиторы Канделарио Уисар (1883-1970), Мигель Берналь Хименес (1910-1956), Хосе Пабло Монкайо (1912-1958), Хосе Ролон (1883-1945), Родольфо Алатер, Луис Санди и др.

Музеи и библиотеки

В столице расположены многочисленные музеи, среди них - Национальный музей антропологии, Национальный музей истории в замке Чапультепек, Музей живописи и скульптуры "Сан-Карлос", Музей естествознания и Национальный музей, расположенный в Национальном дворце на площади Сокало в центре города.

При каждом университете имеется богатая библиотека. Мексиканская национальная библиотека, основанная в 1833, насчитывает свыше 1 млн. томов и располагает ценной коллекцией редких книг и документов.



 
« Пред.   След. »
© 2024 Туристическая компания Алларис