Статистика

туры в египет

Travel SIM

Travel SIM

Экскурсии

Тбилиси

Винный завод «Цинандали». Цинандали - один из старейших винных заводов в стране. Завод в Цинандали находится совсем неподалеко от Дома-усадьбы А. Чавчавадзе и теперь выпускает редкие сорта вин и коньяки. Он открыт для туристов.
Для посетителей усадьбы в Цинандали доступны, наряду с домом и парком - винные подвалы с обширной коллекцией вин (энотекой). В ней сегодня более 15.000 бутылок вина различных марок, разлитых с сер. XIX до нач. XX вв. Старейшие из них датируются 1841 годом. Славу виноделов Восточной Грузии в Цинандали с его вековыми подвалами и коллекцией редких вин приумножила слава садовников: изящный парк в поместье доблестного князя Александра Чавчавадзе в наши дни - одно из культовых мест на туристической карте Грузии.

Кафедральный собор Сиони. Сиони или Сионский собор во имя Успения Богоматери - один из самых известных памятников Старого города в Тбилиси. Названный в честь Иерусалимского Сиона, храм был завершен в первой половине VII в. На протяжении веков Сиони много раз подвергался разрушению, потом восстанавливался и переделывался. После реставрации 1980-83 гг. храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни — одна старинная, трехъярусная, XV века постройки, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая — типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году). В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г. Г. Гагарина. Первое место среди храмовых реликвий занимает очень древний крест св. Нины. Основание храма приписывается Вахтангу Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами. В 1112 году Давид Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дин Манкбурны и землетрясения 1668 года.

Крепость Нарикала. Самым известным памятником старого города считается крепость Нарикала ("Неприступная крепость"), которую называют душой Тбилиси. Крепость стоит на горе Мтацминда, и с нее открывается захватывающая дух панорама города. Возникновение этой цитадели относят к IV в. н. э. Ранее ее название Шурис-Цихе ("Завидная Крепость"), а в период нашествия монголо-татар ее назвали Нарын Кала ("Малая Крепость"). В VII и XI - XII веках крепость расширили, стены стали спускаться к Куре. В XIX веке нижние бастионы снесли. В 1827 г. крепость была разрушена землетрясением и с тех пор цитадель полностью не восстанавливалась. На территории крепости была заново отстроена церковь св. Николая. Крепость Нарикала - душа Тбилиси. Весь город лежит перед ней как на ладони. Святая гора Мцатминда до сих пор хранит на себе фрагменты древней крепости Нарикала. Это самый известный и древний памятник Тбилисской старины, горожане зовут ее «душой и сердцем города». Кстати, цитадель в современном виде являет собой яркий образец именно арабской фортификации. Первоначальное название крепости - Шурис-Цихе («Завидная Крепость»). А со времени монгольского нашествия крепость стала именоваться «Нарын Кала» (от тюркского «нарын» - «малая» и «кала» - «крепость»). Источники утверждают, что Нарикала, находящаяся на Великом Шелковом Пути, была наиболее укрепленной и неприступной в фортификационной системе Тбилиси.

Серные бани в Тбилиси – не просто место, где моются люди. Родословная Тбилиси начиналась на правом берегу Куры в районе теплых лечебных источников, от которых город и получил свое имя. Ведь в переводе с грузинского «тбили» («тфили») означает «тёплый». Теплых серно-щелочных источников, вытекающих из-под горы Табор действительно очень много. Еще в конце XIX века их было насчитано 31. Так как температура этих источников до 37°, то они с давних пор служили местным жителям для купания. Позже отдельные источники были благоустроены и проведены в построенные бани. В современном Тбилиси район серных бань – одно из самых удивительных мест старого города. Знаменитые тбилисские бани расположены на одной "банной" улице, на небольшом участке в районе площади Горгасали. Старейшая из них - Ираклиевская баня, за владение которой еще в XVI веке спорили члены царской семьи и князья церкви. Другие - Бебутовская, Казенная и Сумбатовская - были построены в начале XVII в. Самая заметная - Орбелиановская (Голубая) баня с минаретами по бокам и стрельчатым фасадом, покрытим пестрыми изразцами, была воздвигнута в 1840 г. Сами бани находятся ниже уровня земли, на поверхности видны лишь полукруглые своды-купола. В старину горожане здесь не только мылись, бани были местом общения, в котором засиживались надолго (помывшийся имел полное право оставаться в бане до рассвета следующего дня) , а городские свахи в специальные дни дни для женщин и детей устраивали здесь смотрины. Были роскошные бани для княжеского сословия, вход в них стоил целый рубль! Для дворян, офицеров и купцов были свои бани, стоимостью в 20 копеек.
Не менее известным памятником старины Тбилиси является храм Метехи ( XII век), стоящий у самого края каменистого берега Куры и бывший в прошлом крепостью и резиденцией грузинских царей. Под сводами храма Метехи захоронена первая грузинская мученица – царица Шушаника Ранская, убитая мужем-огнепоклонником в V веке н.э. В исторических источниках Метехи упоминается с XIII века. Храм на протяжении веков неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Больше всего он пострадал от монгольского нашествия. Тогда же была самая первая его реставрация. В XV -м веке он вновь был разрушен, на этот раз персами. В XVI - XVII вв. грузинские цари перестраивали Метехи. Затем его реставрировали в середине XIX века, тогда укрепления вокруг храма были разобраны, а на их месте построена тюрьма. Сегодня взору туристов предстает небольшое, но высокое кирпичное строение квадратного плана, в центре которого высится круглая башенка с остроконечной крышей. Это все, что осталось от древней крепости, куда входили замок, монастырь и храм. А прямо перед храмом стоит современный памятник - бронзовая конная статуя основателя города Вахтанга Горгасали.
Этнографический музей у Черепашьего озера – достопримечательность Тбилиси и любимое место отдыха, где можно прогуливаться часами по воссозданной в чудесном парке грузинской деревне. Под открытым небом собраны древние жилища и хозяйственные постройки из разных регионов Грузии. Восточная Грузия представлена жилищем-невидимкой дарбази, находившимся под землей и позволявшим скрываться от набегов турков. Для горных районов Восточной Грузии характерны башенки-жилища, для Западной Грузии – деревянные дома с крышами из разных материалов(соломенными, черепичными или обшитыми досками). Здесь можно увидеть и другие постройки: винные погреба "мерани", водяные мельницы, амбары для хранения зерна, коровники. Интересны внутреннее обустройство и домашняя утварь, которые также различны в каждой области - большие сундуки, прядильные колеса, маслобойки, ткацкие станки, глиняная и деревянная посуда, мебель. Гордость музея – ковры и гобелены ручной работы, которые выставлялись в Париже и получили высокое признание. Есть в музее дом охотника, памятник XVIII–XIX веков, который необычайно популярен у кинематографистов. Он обычно служит интерьером для съемок исторических фильмов. Здесь снимали фильм «1000 и один рецепт влюбленного кулинара», а в доме в период съемок жил Пьер Ришар. Кроме этих самых известных музеев, вас ждут уникальный Музей Шелка (ул.Цабадзе, 6), Музей грузинских евреев, "Старая галерея" на улице Ираклия II, и большое количество домов-музеев выдающихся людей.

Боржоми
Джвари (храм Креста) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен собор Светицховели). Воздигнут правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.
В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной святыни – креста св. Нины.
Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый известный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и гармонично вписывается в окружающий ландшафт.
Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с четырьмя примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).
Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари – он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари – гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. Неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».
Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).
Храм Светицховели — одно из самых почитаемых и прославленных культовых зданий Грузии.
Происхождение наименования «Свети-Цховели» (Животворящий столп) связано с преданием о принятии Грузией христианства. Согласно легенде, житель Мцхета, еврей по имени Элиоз, присутствовал при распятии Христа в Иерусалиме. Он вернулся домой с реликвией — хитоном Христа. Сестра его Сидония, уже принявшая христианство, встретила его и, прикоснувшись к хитону, умерла. Ее хоронили вместе с хитоном, оставшимся в ее руках. На могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр.
Дальше легенда повествует о решении первого христианского царя Мириана воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение его желания срубили дерево, выстругали семь колонн и приступили к строительству церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась — она повисла в воздухе. После того как просветительница Грузии св. Нина молилась всю ночь, этот столб встал «без прикосновения руки людской» и с него текло миро, излечивающее больных от тяжелых недугов. Отсюда и пошло наименование этого храма — «Свети-Цховели».
Недавние раскопки на территории храма позволяют восстановить контуры первой, выстроенной в IV веке деревянной церкви. Неглубокие ямы с остатками деревянных столбов весьма точно обрисовывают план церкви.
В V веке, при Вахтанге Горгасали, взамен этой первой христианской деревянной церкви воздвигли каменный храм, габариты которого, как и отдельные фрагменты, легко читаются и сейчас. Вставленные в подкупольные устои орнаментальные камни внутри храма, а также на редкость интересные скульптурные бычьи головы на восточном фасаде находят параллели в произведениях именно V века. Отмеченные выше раскопки вскрыли апсиду, древние колонны, импосты которых виднеются в раскрытых верхних частях устоев в северо-западной части храма. Храм Вахтанга Горгасали простоял до начала XI века, когда пришедшую в ветхость церковь перестраивают почти заново.
В 1010—1029 годах при каталикосе Грузии Мелхиседеке был построен новый патриарший храм, перенесший в дальнейшем немало разрушений и переделок, но в основном все же сохранивший до сегодняшнего дня свой первоначальный вид. На постройку собора Свети-Цховели были сделаны пожертвования не только церковью, но и правителями отдельных грузинских царств. Католикос добился вкладов и от византийских императоров.
В надписи на восточном и северном фасадах собора упомянут зодчий Арсукисдзе, строитель храма. Над центральной декоративной аркой северного фасада помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись, сопровождающая его, гласит: «Рука раба божьего Арсукисдзе, помяните». С этим связана популярная в народе легенда о том, что Арсукисдзе стал жертвой зависти. У него, обогнавшего в творчестве учителя, отрубили десницу.
В начале XI века было завершено строительство большой ограды с парадными, сложно архитектурно решенными воротами, на которых сохранилась строительная надпись инициатора и руководителя строительством Свети-Цховели упомянутого выше католикоса Мелхиседека.
В настоящее время эти ворота восстановлены и предстают перед зрителями во всем величии своего архитектурно-декоративного оформления. Был построен и дворец, остатки которого раскрыты несколько лет назад.

Гудаури
В радиусе 25-30 км от курорта Вы можете наслаждаться красотой
Крестового перевала (2395 м), посетить историко-архитектурный памятник - монастырь Гергетской Троицы на склонах горы Казбек (5048 м), расположен на высоте 2170 м, прямо над посёлком Степанцминда. Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня. Во время нашествия на Тбилиси персов в Гергети укрывали крест святой Нино. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Устроить экскурсию в Трусовское ущелье и проехать по Дарьялскому ущелью до границы с Россией.



 
« Пред.
© 2024 Туристическая компания Алларис